СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ООП
1. Общая характеристика ООП ВПО.
2. Модель выпускника ООП по направлению (специальности) подготовки. 3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП:
2.1.Календарный учебный график;
2.2.Примерный учебный план;
2.3. Базовый учебный план;
2.4. Рабочий годовой учебный план;
2.5. Индивидуальный учебный план студента;
2.6. Рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с ГОС ВПО; 2.7. Программы практик;
2.8. Программа итоговой аттестации.
5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП по направлению подготовки. 6. Характеристика среды учебного структурного подразделения, обеспечивающая развитие общекультурных компетенций выпускников.
7. Система оценки качества освоения студентами ООП по направлению (специальности) подготовки.

1. Общая характеристика ООП ВПО.
1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП) по направлению подготовки 670300 «Технология транспортных процессов» (академическая степень «бакалавр») обеспечивает реализацию требований государственного образовательного стандарта третьего поколения.
ООП представляет собой систему нормативно-методических материалов, разработанную на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 670300 «Технология транспортных процессов» (академическая степень «бакалавр» (ГОС ВПО) .
1.2. Нормативные документы для разработки ООП: Конституция КР, Закон КР «Об образовании», Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Кыргызской Республики и др.
1.3. Назначение (миссия) основной образовательной программы определяется КГТУ им. И. Раззакова с учетом образовательных потребностей личности, общества и государства, развития единого образовательного пространства в области технологии транспортных процессов.
1.4. Целью основной образовательной программы является подготовка выпускников к видам профессиональной деятельности, определяемых ГОС ВПО КР, всестороннее развитие личности обучающихся на основе формирования компетенций, указанных в ГОС ВПО.
1.5. Подготовка выпускников осуществляется на основе следующих принципов:
• направленность на двухуровневую систему образования;
• участие студента в формировании своей образовательной траектории обучения;
• развитие практико-ориентированного обучения на основе компетентностного подхода;
• использование кредитной системы и модульно-рейтинговой оценки достижений студентов в целях обеспечения академической мобильности; • соответствие системы оценки и контроля достижения компетенций бакалавров условиям их будущей профессиональной деятельности; • профессиональная и социальная активность выпускника;
• международное сотрудничество по направлению подготовки. 1.6. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Сроки освоения основной образовательной программы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 1 год относительно указанного нормативного срока на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
1.7. Общая трудоемкость освоения студентом основной образовательной программы по направлению составляет не менее 240 кредитов (все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом основной образовательной программы).

1.8. Требования к абитуриенту (абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании).
1.9. Профильная направленность бакалаврских программ (определяется учебными структурными подразделениями, ответственными за реализацию ООП по соответствующему направлению подготовки).
1.10. Руководитель ООП (назначается приказом ректора (директора структурного подразделения) КГТУ им. И. Раззакова из числа ведущих специалистов данного направления).
2. Модель выпускника ООП по направлению 670300 «Технология транспортных процессов»
Выпускникам ВУЗов, полностью освоивших ООП ВПО по подготовке бакалавров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени «бакалавр».
∙ Область профессиональной деятельности выпускников включает: разделы науки и техники, содержащие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание конкурентноспособной продукции в области транспорта
Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки являются:
▪ государственные организации и предприятия по перевозке грузов и пассажиров
▪ транспортные организации и предприятия других форм собственности ▪ службы безопасности движения
▪ транспортно-экспедиционные предприятия и организации
▪ региональные органы управления транспортной и государственной транспортной инспекции
▪ маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг
▪ региональные системы товародвижения и перевозки пассажиров ▪ производственные и сбытовые системы
▪ организации и предприятия информационного обеспечения производственно-технологических систем.
▪ проектные, научно-исследовательские учреждения
Бакалавр по направлению подготовки 670300 «Технология транспортных процессов» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: • Производственно-технологическая;
• Организационно-управленческая
• Научно-исследовательская
• Консультационная
• Расчетно-проектная
Конкретные виды профессиональной деятельности, в котором, в основном готовится бакалавр, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой ВУЗом совместно заинтересованными
работодателями.
Производственно-технологическая деятельность:
• осуществление разработки мер по усовершенствованию систем управления на транспорте с учетом требования рыночной коньюктуры и современных достижений науки техники,
• реализация стратегии предприятия и достижение наибольшей эффективности производства и качества работ
• анализ состояния действующих систем управления и разработка мероприятий по ликвидации недостатков
Организационно-управленческая деятельность:
∙ организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений
∙ нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения
Научно-исследовательская деятельность:
∙ анализ производственно-хозяйственной деятельности транспортных предприятий
∙ комплексная оценка эффективности функционирования систем организации движения
∙ участие в составе коллектива исполнителей в фундаментальных и прикладных исследованиях в области профессиональной деятельности;
∙ анализ в составе коллектива исполнителей состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;
∙ разработка в составе коллектива исполнителей планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности;
∙ информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;
∙ участие в составе коллектива исполнителей в выполнении опытно конструкторских разработок;
Консультационная
∙ консультирование по различным транспортным проблемам и методам расчета транспортных показателей
Расчетно-проектная
∙ формирование целей проекта решения транспортных задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом показателей экономической и экологической безопасности
∙ разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта
3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения
ООП ВПО
Выпускник по направлению подготовки 670300-Технология транспортных процессов с присвоением академической степени «бакалавр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
Общенаучными (ОК):
• владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры (ОК-1);
• способен использовать базовые положения математических /естественных/ гуманитарных/ экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-2);
• способен к приобретению новых знаний с большой степенью самостоятельности с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-3);
• способен понимать и применять традиционные и инновационные идеи, находить подходы к их реализации и участвовать в работе над проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-4);
• способен анализировать и оценивать социально-экономические и культурные последствия новых явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере (ОК-5);
• способен на научной основе оценивать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности (ОК-6).
Инструментальными (ИК):
• способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выборе путей ее достижения (ИК-1);
• способен логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на государственном и официальном языках (ИК-2);
• владеть одним из иностранных языков на уровне социального общения (ИК 3);
• способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ИК-4);
• владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером, как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ИК-5);
• способен участвовать в разработке организационных решений (ИК-6).
Социально-личностными и общекультурными (СЛК)
• способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (СЛК-
1);
• умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (СЛК-2);
• способен и готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, способен занимать активную гражданскую позицию (СЛК-3);
• способен использовать полученные знания, необходимые для здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов (СЛК 4);
• способен работать в коллективе, в том числе над междисциплинарными проектами (СЛК-5).
б) профессиональными (ПК):
— осуществление с учетом требования рыночной коньюктуры и современных достижений науки техники, разработки мер по усовершенствованию систем управления на транспорте (ПК-1)
— реализация стратегии предприятия и достижение наибольшей эффективности производства и качества работ (ПК-2)
— анализ состояния действующих систем управления и разработка мероприятий по ликвидации недостатков (ПК-3)
— организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений (ПК-4)
— нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения (ПК-5)
— анализ производственно-хозяйственной деятельности транспортных предприятий (ПК-6)
— комплексная оценка эффективности функционирования систем организации движения (ПК-7)
— консультирование по различным транспортным проблемам и методам расчета транспортных показателей (ПК-8)
— формирование целей проекта решения транспортных задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом показателей экономической и экологической безопасности (ПК-9)
— разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта (ПК-10)
– умеет проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать
возможности сокращения цикла выполнения работ, содействие подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием (ПК-11);
– владеет: основами методики разработки проектов и программ для отрасли, проведения необходимых мероприятий, связанных с
безопасной и
эффективной эксплуатацией транспортных средств, их агрегатов, систем и элементов, а также выполнения работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; основами умений рассмотрения и анализа различной технической документации (ПК-12);
— умеет разрабатывать и использовать графическую техническую документацию (ПК-13);
– владеет знаниями направлений полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном
обслуживании транспортных средств , их агрегатов, систем и элементов (ПК 14);
— владеет знаниями организационной структуры, методов управления и
регулирования, критериев эффективности применительно к конкретным видам транспортных средств (ПК-15);
— способен в составе коллектива исполнителей к анализу передового
научно-технического опыта и тенденций развития перевозочного процесса (ПК 16);
— владеет умением проводить измерительный эксперимент и оценивать
результаты измерений (ПК-17);
– владеет умением изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы по
совершенствованию перевозочного процесса, проводить необходимые расчеты, используя современные технические средства (ПК-18);
— готов к участию в составе коллектива исполнителей к деятельности по организации управления транспортом (ПК-19).
— способен к работе в составе коллектива исполнителей в области реализации управленческих решений по организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников (ПК 20);
— готов использовать приемы и методы работы с персоналом, методы оценки качества и результативности труда персонала (ПК-21);
— готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе;
к совершенствованию документооборота в сфере планирования и управления оперативной деятельностью эксплуатационной организации (ПК-22);
— готов к проведению в составе коллектива исполнителей технико экономического анализа, поиска путей сокращения издержек (ПК-23);
— способен оценить риск и определить меры по обеспечению безопасной и эффективной эксплуатации транспортных средств (ПК-24);
– способен составлять графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам, следить за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов (ПК-25);
— способен в составе коллектива исполнителей к оценке затрат и результатов деятельности эксплуатационной организации (ПК-26);
— способен в составе коллектива исполнителей к использованию основных нормативных документов по вопросам интеллектуальной собственности,
проводить поиск по источникам патентной информации (ПК-27)
— владеет знаниями основ физиологии труда и безопасности жизнедеятельности; умениями грамотно действовать в аварийных и чрезвычайных ситуациях, являющихся следствием эксплуатации транспортных средств (ПК-28).
— владеет знаниями экономических законов, действующих на предприятиях автотранспорта, их применения в условиях рыночного хозяйства республики (ПК-29);
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП:
5.
5.1. Академический календарь;
5.2. Учебный план направления подготовки:
4.2.1. Примерный учебный план (приложение 1);
4.2.2. Базовый учебный план (приложение 2);
4.2.3. Рабочий годовой учебный план (приложение 3);
4.2.4. Индивидуальный учебный план студента (составляется с 1-го курса)
5.3. Рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с ГОС ВПО (см. на кафедре);
5.4. Программы учебных и производственных практик (прилагаются);
В соответствии с ВПО по направлению подготовки 670300 «Технология транспортных процессов» раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная практика» представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций студентов, готовя их к решению основных стандартных профессиональных задач в области практической деятельности.
При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная, производственная и предквалификационная.
Практики проводятся на кафедрах, в лабораториях вуза, а также в сторонних организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Все виды практик проводятся в соответствии с графиком учебного процесса. Цели, задачи и формы отчетности по каждому виду практик регламентируются программами соответствующих практик. Методические указания по практикам прилагаются.
5.5. Программа итоговой аттестации (прилагается).
6. Фактическое ресурсное обеспечение ООП по направлению (специальности) подготовки.
Ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 670300 «Технология транспортных процессов» в ТФ сформировано в соответствии с требованиями к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата.
6.1. Краткая характеристика привлекаемых к обучению педагогических кадров
ООП бакалавриата, реализуемая ТФ по направлению подготовки 670300 «Технология транспортных процессов», обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП составляет 44% (что соответствует требованиям).
Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
6.2. Учебно-методическое обеспечение ООП
Основная образовательная программа обеспечена необходимой учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям).
Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается необходимым методическим обеспечением. Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Библиотечный фонд научной библиотеки ТФ укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждых 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания. Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
6.3. Материально-техническое обеспечение реализации ООП
Материально-техническая база университета в основном отвечает современным требованиям, предъявляемым к вузу, и обеспечивает возможность проведения учебного процесса и НИР. Выпускающая кафедра располагают аудиторным фондом для проведения лекционных, практических, лабораторных и индивидуальных занятий преподавателей со студентами, проведения консультаций и экзаменов.
В учебном процессе по направлению подготовки бакалавров используются современные технические средства (компьютеры, видеотехника).
7. Характеристика среды учебного структурного подразделения, обеспечивающая развитие общекультурных компетенций выпускников.
Реализация ООП ВПО 670300 — Технология транспортных процессов предусматривает использование всех имеющихся возможностей ТФ КГТУ им. И. Раззакова для формирования и развития общекультурных компетенций выпускников.
Деятельность по формированию социально-культурной среды осуществляется совместно с Департаментом по социальным вопросам и воспитательной работе.
Целевой установкой концепции воспитательной работы является социализация личности гражданина Кыргызстана, формирование его умения познавать мир и умело строить рационально организованное общество. При этом возможна следующая структура этой цели: утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей; расширение мировоззрения будущих специалистов; развитие творческого мышления; приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры; овладение коммуникативными основами; обеспечение образовательного и этического уровня; активное воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества, создание истинно гуманитарной среды обитания.
Вопросы формирования и становления личности молодежи в высших и средних учебных заведениях не могут быть реализованы без эффективной системы внеучебной воспитательной работы.
Вся воспитательная политика предусматривает создание максимально благоприятных условий в учебной, бытовой и досуговой сфере деятельности студентов. Она охватывает основной бюджет времени студента и включает как учебное, так и внеучебное время. Действующая система воспитательной работы в КГТУ предполагает три интегрированных направления, а именно профессионально-трудовое, гражданско правовое, культурно-эстетическое и нравственное воспитание. Организация культурно-массовых мероприятий и развитие системы досуга; участие в мероприятиях, конкурсах и фестивалях: «Посвящение в студенты», «День студентов», «Мистер и мисс ТФ», организация профилактической и превентивной работы по предупреждению правонарушений, наркомании и прочих асоциальных проявлений; воспитание у
студентов чувства патриотизма, уважения и любви к своему факультету, вузу, выбранной профессии; повышение культуры и этики поведения студентов; повышение уровня нравственности, культуры, гражданского долга и гуманизма студентов; спортивно-оздоровительная работа и пропаганда здорового образа жизни и физической культуры, развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, деятельности предприятий туристкой индустрии, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, содействует наряду с профессиональной подготовкой, нравственному, эстетическому и физическому совершенствованию, творческому развитию личности. Согласно утвержденной в университете системе внутреннего контроля качества осуществляется трехуровневое управление воспитательной деятельностью: вуз-факультет-кафедра, а реализуемая личностно ориентированная модель образования обеспечивает не только качественное образование, но и индивидуальное развитие, успешную социализацию каждого студента, создание наиболее благоприятных условий развития для всех студентов с учетом различных способностей.
7. Система оценки качества освоения студентами ООП по направлению
В соответствии с ГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 670300 — Технология транспортных процессов и Положением об организации учебного процесса на основе кредитной технологии обучения (ECTS), принятого УС КГТУ им. И.Раззакова Протокол №10 от 30 мая 2012г., утвержденного приказом ректора КГТУ от 12 июня 2012г. оценка качества освоения обучающимися ООП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации В соответствии с требованиями ГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП вуз провел работу по созданию фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированных компетенций обучающихся.
7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая государственная аттестация по направлению подготовки 670300 — Технология транспортных процессов (по отраслям) включает сдачу государственного экзамена и защиту бакалаврской выпускной
квалификационной работы. Согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Кыргызской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 мая 2012 года N 346, требованиями ГОС ВПО по направлению подготовки 670300 — Технология транспортных процессов и Положения о выпускной квалификационной работе университета разработаны и утверждены требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, а также требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена.