Корру́пция (от лат. corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью[прим. 1] в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновникдепутатсудья, сотрудник правоохранительных органовадминистратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Системный характер коррупции проявляется в её принудительном характере для тех, кто работает в государственных организациях, ею охваченных: нижние чины собирают взятки и делятся с верхними для сохранения собственной должности.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб[1] и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом[2][3].

Во многих странах коррупция уголовно наказуема.

Вред от коррупции

коррупция вызывает:

  • неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;
  • неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зренияэкономики страны;
  • потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;
  • потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;
  • разорение частных предпринимателей;
  • отток квалифицированных кадров в другие страны
  • снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;
  • понижение качества общественногосервиса;
  • нецелевое использование международнойпомощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;
  • неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты;
  • ростсоциального неравенства;
  • усиление организованной преступности —банды превращаются в мафию;
  • ущерб политической легитимности власти;
  • снижение общественнойморали.

 

  1. Причины коррупции
  • Консервативность закона. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.
  • Невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требует затрат, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.
  • Борьба с коррупцией

На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: СингапурГонконгПортугалияШвеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

Внутренний контроль

Сюда входят внутренние механизмы и стимулы, существующие в самом аппарате управления: ясные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим. С целью обеспечения надзора часто выделяют особые управления, которые функционируют автономно. Например, правоохранительные органы часто подчиняются главе исполнительной власти, так же как и бюрократический аппарат, однако при этом сохраняют значительную независимость.

Внешний контроль

Сюда относятся механизмы, которые имеют высокую степень независимости от исполнительной власти.Конвенция ООН против коррупции приводит целый ряд подобных механизмов. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко и эффективно признан виновным, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции. Одними из самых эффективных инструментов контроля над коррупцией бюрократического аппарата являются свобода слова и СМИ[

 

Объективные трудности[

Суть проблемы при борьбе с коррупцией сформулировал Джеймс Мэдисон: «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством — внешнем или внутреннем — не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самими собой» («Федералист», № 51)[39].

Одним из важнейших сдерживающих факторов для коррупции является уголовное законодательство. На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями, — чтобы исключить риск выборочного применения законодательства с целью подавления гражданских свобод и оппозиции. Поэтому, например, подарок может считаться взяткой только при наличии намерения оказать влияние на должностное лицо. Если должностному лицу по закону не запрещается принимать подарки в принципе, то доказать факт взятки, как правило, трудно. Напротив, растрата часто считается доказанной при наличии ущерба, независимо от того, было ли намерение у служащего присвоить средства или нет.

Другая трудность, в особенности проявляющаяся при масштабной коррупции, когда большинство частных лиц дают взятки, известна в психологии и теории игр как «дилемма заключённого». С одной стороны, если все лица перестанут давать взятки, то они все от этого выиграют. Однако если только одно частное лицо откажется от взяток, то оно поставит себя в крайне невыгодные условия.

Наконец, серьёзной проблемой является упомянутая выше устойчивость коррупционных рынков.

Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией[

Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией отличается строгостью и последовательностью, основываясь на «логике в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий»[40].

В момент обретения независимости в 1965 г., Сингапур был страной с высокой коррупцией. Тактика её снижения была построена на ряде вертикальных мер: регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, строгом надзоре над соблюдением высоких этических стандартов. Центральным звеном стало автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточенозаконодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Это сочеталось с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.

В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию.

Финляндская стратегия борьбы с коррупцией[

Особенностью финляндской стратегии борьбы с коррупции было фактическое отсутствие специального закона о коррупции. Коррупция рассматривалась как часть уголовной преступности и регулировалась на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля[41]. Особенностью Финляндии было сравнительно мягкое наказание за получение взятки чиновниками — от штрафа до четырёх лет лишения свободы[41]. За послевоенный период произошло резкое снижение ранее высокого уровня взяточничества — в 1945—1954 годы были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980—1989 годы таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х годах всего 38[41]. С 1990-х годов Финляндии начала использовать международные инструменты — были ратифицированы Конвенция ЕС о борьбе с коррупцией 1997 года, Конвенция ОЭСР 1998 года по борьбе со взятками, конвенции Совета Европы 1999 года по уголовному и гражданскому праву, касающиеся коррупции, Конвенция ООН против коррупции, принятая в Мехико в декабре 2003 года[41].

Шведская стратегия борьбы с коррупцией[

До середины XIX века в Швеции коррупция процветала. Одним из следствий модернизации страны стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма. С тех пор государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной[42]. На сегодняшний день Швеция по-прежнему имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.

 

Закон КР «О противодействии  коррупции»

От 08.08.2012год

 

 

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

 

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Кыргызской Республики, конституционные законы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

 

Статья 14. Коррупционные правонарушения

 

  1. Коррупционными правонарушениями являются следующие деяния:

а)  принятие  за  исполнение  своих функциональных  обязанностей  в

интересах других физических и юридических лиц любого вознаграждения  в

виде  денег,  услуг  от  организаций,  в  которых  лицо  не  выполняет

соответствующие   функции,  а  также  от   граждан,   если   иное   не

предусмотрено законодательством Кыргызской Республики;

б)  принятие  подарков  в связи с исполнением своих  функциональных

обязанностей  либо  принятие  их  от  лиц,  зависимых  по  службе,  за

исключением  символических  сувениров в соответствии  с  общепринятыми

нормами  вежливости или при проведении протокольных и иных официальных

мероприятий;

в)  принятие  приглашений на внутригосударственные и  в  зарубежные

туристические,   лечебно-оздоровительные  и  иные  поездки   за   счет

иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц

Кыргызской Республики, за исключением поездок:

– по приглашению близких родственников за их счет;

–  по  приглашению иных физических лиц, если отношения  с  ними  не

затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;

–   осуществляемых  в  соответствии  с  международными   договорами

Кыргызской  Республики или на взаимной основе по договоренности  между

государственными   органами  Кыргызской  Республики   и   иностранными

государственными    органами   за   счет    средств    соответствующих

государственных органов и (или) международных организаций;

–  осуществляемых  с согласия вышестоящего должностного  лица  либо

коллегиального органа управления для участия в международных  научных,

спортивных,  творческих, профессиональных, гуманитарных  мероприятиях,

осуществляемых в рамках уставной деятельности общественных объединений

по приглашениям и за счет партнеров;

г)  использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах

предоставляемых им для осуществления своих функциональных  обязанностей

средств   транспорта   и  связи,  электронно-вычислительной   техники,

денежных средств, недвижимого и иного имущества.

  1. Совершение    субъектами   какого-либо    из    коррупционных

правонарушений,  указанных в пункте 1 настоящей статьи,  если  оно  не

содержит  признаков  уголовно  наказуемого  деяния,  влечет  наложение

дисциплинарного   взыскания,   включая  освобождение   от   занимаемой

должности с последующим увольнением со службы.

  1. Денежные  средства, поступившие на счет субъекта коррупционного

правонарушения, а также средства, полученные им в нарушение  подпункта

“а” пункта 1 настоящей статьи, подлежат в течение десяти дней после их

обнаружения   перечислению  в  бюджет  государства  с  предоставлением

объяснения об обстоятельствах поступления таких средств.

Подарки,  поступившие без ведома указанного лица, а также  подарки,

полученные  им  в  связи с выполнением функциональных  обязанностей  в

нарушение  положений подпункта “б” пункта 1, подлежат в  десятидневный

срок  сдаче  в  специальный государственный фонд,  либо  в  эти  сроки

перечисляется   в   государственный  бюджет  сумма,  равная   рыночной

стоимости подарков.

Незаконно полученные подарки и денежные средства подлежат обращению

в  доход  государства по решению суда. Стоимость незаконно  полученных

услуг взыскивается с виновного лица по решению суда и перечисляется  в

государственный бюджет.

 

Статья 15. Ответственность физических и юридических лиц за

незаконную выплату вознаграждений лицам, уполномоченным

на выполнение функциональных обязанностей

 

Граждане    и    руководители   юридических   лиц,   предоставившие

государственным   служащим  незаконное  материальное   вознаграждение,

подарки, льготы либо услуги, в случаях, если в содеянном не содержится

признаков  уголовно наказуемого деяния и если не было  вымогательства,

привлекаются  к  административной  ответственности  в  соответствии  с

законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 16. Ответственность за осуществление незаконной

предпринимательской деятельности и получение незаконных

доходов государственными органами, органами местного

самоуправления и юридическими лицами

 

  1. Занятие   государственными   органами,   органами    местного

самоуправления и юридическими лицами предпринимательской деятельностью

вне   возложенных  на  них  законодательством  функций  либо  принятие

материальных, любых иных благ и услуг, помимо установленных источников

финансирования,  влечет привлечение к административной ответственности

руководителей   этих   органов  в  соответствии  с   законодательством

Кыргызской Республики.

  1. Повторное совершение правонарушения, предусмотренного пунктом  1

настоящей  статьи, влечет увольнение виновного руководителя  указанных

органов  с  должности  или  иное  освобождение  от  выполнения   своих

функциональных обязанностей.

 

Статья 17. Взыскание незаконно полученного имущества или стоимости

незаконно предоставленных услуг

 

  1. В  случаях  незаконного  обогащения в результате  коррупционных

правонарушений  полученное имущество подлежит обращению,  а  стоимость

незаконно полученных услуг – взысканию в доход государства по  решению

суда на основе действующего законодательства.

  1. В  случае  если лицо, допустившее коррупционное  правонарушение

отказывается  добровольно  сдать незаконно полученное  имущество  либо

оплатить  государству его стоимость или стоимость незаконно полученных

услуг,  это имущество или соответствующая стоимость подлежит взысканию

судом в доход государства по иску правоохранительных органов.

Правоохранительные  органы  до  вынесения  судом   решения   вправе

наложить  арест в порядке гражданского судопроизводства на  имущество,

денежные средства и иные принадлежащие правонарушителям ценности.

 

Статья 18. Ответственность руководителей государственных органов,

органов местного самоуправления и юридических лиц за

непринятие мер по борьбе с коррупцией

 

Руководители    государственных    органов,    органов     местного

самоуправления  и  юридических лиц, не применяющие  в  пределах  своих

полномочий  меры,  предусмотренные  настоящим  Законом,  в   отношении

подчиненных им лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных  с

коррупцией,  либо  применяющие указанные меры с нарушением  настоящего

Закона, наказываются судом в административном порядке по представлению

правоохранительных органов.

 

 

 

Приложение 3 Уголовный кодекс Кыргызской Республики Глава 30 Должностные преступления Статья 303. Коррупция (1) Коррупция ‒ умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества или государства, ‒ наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (2) Те же деяния, совершенные в интересах организованной преступной группы, преступного сообщества или повлекшие иные тяжкие последствия, ‒ наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

См. комментарий к статье 303 настоящего Кодекса. Статья 304. Злоупотребление должностным положением (1)

 Использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы, если это деяние повлекло нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, ‒ наказывается штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет. (2) То же деяние, совершенное с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, а также иной личной заинтересованности, ‒ 281 наказывается штрафом в размере от трех тысяч до четырех тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

(3) Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное:

1) с причинением особо крупного ущерба; 2) в интересах организованной преступной группы или преступного сообщества; 3) с целью смены собственника помимо его воли, ‒ наказывается штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой. (4) Деяния, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, ‒ наказываются штрафом в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч расчетных показателей либо лишением свободы от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества. Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-ревизионные функции в государственных органах, органах местного само-

управления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Кыргызской Республики и иных воинских формированиях.

  1. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, в статьях настоящего Кодекса признаются лица, занимающие государственные должности, установленные Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами Кыргызской Республики для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  2. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по соответствующим статьям настоящего Кодекса.
  3. Деяние, предусмотренное в данной статье, признается совершенным с причинением особо крупного ущерба, если он в двадцать тысяч раз превышает расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. (В редакции законов КР от 25 июня 2007 года № 91, 24 июля 2009 года № 246, 27 октября 2011 года № 185, 31 июля 2012 года № 145, 10 августа 2012 года № 164.) Статья 304-1. Проведение незаконных проверок должностным лицом государственного контролирующего органа 1. Проведение должностным лицом государственного конт-

ролирующего органа незаконных проверок, если эти проверки повлекли нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц, ‒ наказывается штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч расчетных показателей или лишением свободы от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, совершенное с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или для других лиц, а также иной личной заинтересованности, ‒ наказывается штрафом в размере от трех тысяч до пяти тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет. 3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, повлекшее тяжкие последствия, ‒ наказывается штрафом в размере от пяти тысяч до десяти тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества. (В редакции законов КР от 5 августа 2003 года № 192, 25 июня 2007 года № 91, 31 июля 2012 года № 145, 10 августа 2012 года № 164.) 283 Статья 305. Превышение должностных полномочий (1) Совершение должностным лицом действий, явно выхо- дящих за пределы его полномочий и повлекших нарушение прав и законных интересов лиц, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 305-1 настоящего Кодекса, или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, ‒ наказывается штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч расчетных показателей либо лишением свободы от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (2) То же деяние, совершенное: 1) в интересах организованной преступной группы или преступного сообщества; 2) должностным лицом, занимающим ответственное положение; 3) с применением физического насилия или угрозы его при- менения; 4) с применением оружия или специальных средств; 5) с причинением тяжких последствий; 6) с целью смены собственника помимо его воли, ‒ наказывается штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (В редакции законов КР от 25 июня 2007 года № 91, 8 мая 2009 года № 150, 24 июля 2009 года № 246, 27 октября 2011 года № 185, 31 июля 2012 года № 145, 10 августа 2012 года № 164.)

Статья 305-1. Пытка (1) Умышленное причинение какому-либо лицу физических или психических страданий, совершенное с целью получить от него или от другого лица сведения или признания, наказать его за деяние, которое совершило оно или другое лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить  его или другое лицо к совершению определенных деяний, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такое деяние совершается должностным лицом либо по его подстрекательству, или с его ведома или молчаливого согласия, ‒ наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет. (2) То же деяние, совершенное: 1) группой лиц; 2) группой лиц по предварительному сговору, ‒ наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет. (3) Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи: 1) совершенные в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, или несовершеннолетнего; 2) совершенные в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии; 3) совершенные с особой жестокостью; 4) совершенные организованной группой; 5) повлекшие тяжкие последствия, а равно причинение тяжкого вреда здоровью или по неосторожности смерть потерпевшего, ‒ наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет. (В редакции закона КР от 31 июля 2012 года № 145.)

Статья 305-2. Нарушение земельного законодательства Кыргызской Республики Предоставление должностным лицом земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности, в собственность или во временное пользование физическим и юридическим 285 лицам с нарушением земельного законодательства Кыргызской Республики ‒ наказывается штрафом от одной тысячи до двух тысяч рас- четных показателей с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет. То же деяние, совершенное с незаконным переводом (транс- формацией) должностным лицом земель независимо от формы собственности из одной категории в другую категорию, в том числе изменением целевого назначения земли в целях ее предоставления под строительство объектов различного назначения, а равно внесе- ние должностным лицом заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконный перевод земель, ‒ наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет. Примечание. Должностным лицом в настоящей статье признается лицо, занимающее должность в государственном органе, органе местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях и осуществляющее профессиональную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущее ответственность за их исполнение. (В редакции законов КР от 7 марта 2004 года № 17, 10 ав- густа 2012 года № 164, 30 июля 2013 года № 169, 28 июля 2015 года № 198.)

Статья 306. Заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам Кыргызской Республики (1) Заключение должностным лицом заведомо невыгодного контракта для государства, а равно осуществление государственной закупки, повлекшие ущерб в крупном размере, ‒ наказываются штрафом в размере от одной тысячи до пяти тысяч расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 286 на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (2) Те же деяния, совершенные: 1) группой лиц по предварительному сговору; 2) в интересах организованной преступной группы; 3) в особо крупном размере, ‒ наказываются штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества. Примечание. Деяния, предусмотренные в настоящей статье, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость ущерба составляет от ста до десяти тысяч расчетных показателей, а в особо крупном размере, ‒ если стоимость ущерба составля- ет свыше десяти тысяч расчетных показателей, установленных законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. (В редакции законов КР от 25 июня 2007 года № 91, 31 июля 2012 года № 145, 10 августа 2012 года № 164.) Статья 307. Незаконное использование служебного положения при осуществлении приватизации, налоговой, таможенной или лицензионно-разрешительной деятельности (Название статьи в редакции закона КР от 8 мая 2009 года № 150.) (1) Использование должностным лицом своего служебного положения, заключающееся в передаче в собственность не под- лежащих приватизации объектов, либо занижении налогов, таможенных платежей или стоимости приватизируемых объектов, а равно в незаконном освобождении от налогов или таможенных платежей, либо незаконной выдаче лицензии, специального разре- шения, квалификационного аттестата (свидетельства) на занятие определенной деятельностью, ‒ наказывается штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч расчетных показателей, или ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до 287 пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (2) То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо причинившее крупный ущерб, ‒ наказывается штрафом в размере от пяти тысяч до десяти тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Примечание. Крупным в настоящей статье признается ущерб, в пять тысяч раз превышающий расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. (В редакции законов КР от 25 июня 2007 года № 91, 8 мая 2009 года № 150, 31 июля 2012 года № 145, 10 августа 2012 года № 164.) Статья 307-1. Невыполнение предусмотренных законодательством Кыргызской Республики и договором (контрактом) условий применения ограничений или прекращения (отключения) электроснабжения либо отключение от других источников жизнеобеспечения (1) Невыполнение предусмотренных законодательством Кыргызской Республики или договором (контрактом) условий применения ограничений или прекращения (отключения) электроснабжения либо отключение от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, ‒ наказываются штрафом в размере до двухсот расчетных показателей, или ограничением свободы на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. (2) Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, ‒ 288 наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с ли- шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (В редакции закона КР от 10 августа 2012 года № 164.) Статья 308. Незаконное использование бюджетных средств (1) Незаконное использование должностным лицом бюджет- ных средств, причинившее ущерб общественным или государственным интересам, ‒ наказывается штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества. (2) То же деяние, совершенное: 1) группой лиц по предварительному сговору; 2) в крупном размере, ‒ наказывается штрафом в размере от трех тысяч до пяти тысяч расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до десяти лет с конфискацией имущества. (В редакции закона КР от 10 августа 2012 года № 164.) Статья 308-1. Незаконное обогащение (1) Значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать, ‒ наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет. (2) То же деяние, совершенное: 1) в крупном размере; 2) должностным лицом, занимающим ответственное положение, ‒ наказывается лишением свободы на срок от шести до восьми лет с конфискацией имущества. Примечание. Значительным увеличением активов в данной статье признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного 289 имущества или выгод имущественного или неимущественного характера, в три тысячи раз превышающая расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. Деяние, предусмотренное в настоящей статье, признается совершенным в крупном размере, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного или неимущественного характера в пять тысяч раз превышает расчет- ный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. (В редакции закона КР от 10 августа 2012 года № 164.) Статья 309. Незаконное участие в предпринимательской деятельности Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, ‒ наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок до двух лет. (В редакции законов КР от 25 июня 2007 года № 91, 10 августа 2012 года № 164.) Статья 310. Взятка-вознаграждение (Утратила силу в соответствии с законом КР от 10 августа 2012 года № 164.) Статья 311. Взятка-подкуп (Утратила силу в соответствии с законом КР от 10 августа 2012 года № 164.) Статья 312. Получение взятки за предоставление должности (Утратила силу в соответствии с законом КР от 10 августа 2012 года № 164.) 290

Статья 313. Вымогательство взятки (1) Вымогательство должностным лицом лично или через по- средников взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного или неимущественного характера для само- го должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей в интересах дающего, нарушающего его законные права, а равно поставление его в такие условия, которые вынуждают дать взятку с целью предотвращения наступления вредных последствий его правоохраняемым интересам, ‒ наказываются штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч расчетных показателей либо от двадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества. (2) Вымогательство взятки: 1) в крупном размере; 2) должностным лицом, занимающим ответственное положение, ‒ наказывается штрафом в размере от сорока тысяч до пятиде- сяти тысяч расчетных показателей или от сорокакратной до пяти- десятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества. Примечание. Крупным размером взятки в статьях 313, 313-1, 313-2 и 314 признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, в сто раз превышающая расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. (В редакции законов КР от 25 июня 2007 года № 91, 10 августа 2012 года № 164.) Статья 313-1. Получение взятки

(1) Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом международной организации 291 лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномо- чия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе ‒ наказывается штрафом в размере от трех тысяч до пяти тысяч расчетных показателей или от пятикратной до десятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет. (2) Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) ‒ наказывается штрафом в размере от пяти тысяч до десяти тысяч расчетных показателей или от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. (3) Те же деяния, совершенные: 1) за предоставление должности в системе государственной или муниципальной службы; 2) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 3) в крупном размере, ‒ наказываются штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от восьми до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать должности в государственных и муниципальных службах. (4) Деяния, предусмотренные частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, если они совершены: 1) в особо крупном размере; 2) должностным лицом, занимающим ответственное положение, ‒  наказываются штрафом в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать должности в государственных и муниципальных службах. Примечание: 1. Особо крупным размером взятки в статьях 313-1 и 314 при- знается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, в одну тысячу раз превышающая расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. 2. Под иностранным должностным лицом в статьях настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполни- тельном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо функцию для иностранного государства, в том числе для государственного ведомства или предприятия. 3. Под должностным лицом международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. (В редакции закона КР от 10 августа 2012 года № 164.) Статья 313-2. Посредничество во взяточничестве

(1) Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) ‒ наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества. (2) Посредничество во взяточничестве с использованием своих служебных полномочий либо при получении взятки в крупном размере ‒ наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи расчетных показателей с лишением права занимать определенные  должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества. Примечание: 1. Посредником-пособником признается лицо, способствовавшее достижению и реализации соглашения о получении или даче взятки другому лицу. 2. Лицо, являющееся посредником-пособником в получении или даче взятки другому лицу, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сообщило об этом органу, имеющему право возбуждения уголовных дел. (В редакции закона КР от 10 августа 2012 года № 164.) Статья 314. Дача взятки (1) Предоставление должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу международной организации лично или через посредников взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного или неимущественного характера для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей, ‒ наказывается штрафом в размере от двух тысяч до трех тысяч расчетных показателей либо лишением свободы от двух до трех лет. (2) То же деяние, совершенное: 1) в крупном размере; 2) за совершение заведомо незаконного действия (бездействия); 3) с целью смены собственника помимо его воли, ‒ наказывается штрафом в размере от пяти тысяч до десяти тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет. (3) Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, если они совершены: 1) в интересах организованной преступной группы; 2) в особо крупном размере, ‒ 294 наказываются штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от восьми до десяти лет. Примечания. 1. (Утратил силу в соответствии с законом КР от 10 августа 2012 года № 164.) 2. (Утратил силу в соответствии с законом КР от 10 августа 2012 года № 164.) 3. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о предстоящей даче взятки. (В редакции законов КР от 13 февраля 2006 года № 57, 25 июня 2007 года № 91, 24 июля 2009 года № 246, 10 августа 2012 года № 164.) Статья 315. Служебный подлог (1) Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа мест- ного самоуправления, в том числе не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, а также со- вершенное с целью смены собственника помимо его воли, ‒ наказывается штрафом в размере от одной тысячи до трех тысяч расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами сроком до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (2) Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, ‒ 295 наказываются штрафом в размере от четырех тысяч до семи тысяч расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (В редакции законов КР от 25 июня 2007 года № 91, 8 мая 2009 года № 150, 24 июля 2009 года № 246, 10 августа 2012 года № 164.) Статья 315-1. Незаконная выдача паспорта гражданина Кыргызской Республики, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незаконное получение гражданства Кыргызской Республики (1) Незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Кыргызской Республики иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Кыргызской Республики, ‒ наказываются штрафом в размере от двухсот до четырех тысяч расчетных показателей либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (2) Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Кыргызской Республики иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Кыргызской Республики, ‒ наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи расчетных показателей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. (В редакции закона КР от 10 августа 2012 года № 164.) Статья 316. Халатность

(1) Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, ‒ наказывается штрафом в размере от одной тысячи до трех тысяч расчетных показателей либо исправительными работами на срок до одного года. (2) То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть чело- века или иные тяжкие последствия, ‒ наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. (3) Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, ‒ наказывается лишением свободы на срок от четырех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечание. В настоящей статье крупным ущербом признается причинение ущерба в сумме, превышающей в тысячу раз расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. (В редакции законов КР от 25 июня 2007 года № 91, 29 декабря 2008 года № 274, 27 октября 201