Миссия отделения среднего профессионального образования
30 января 2014 года утверждена Стратегия развития отделения среднего профессионального образования (ОСПО) филиала им. академика Х.А. Рахматулина (ТФ) на период 2014 – 2020 годы в соответствии со Стратегией развития образования КР на 2012 – 2020 годы и Стратегией развития ТФ на период 2014 – 2020 годы, где определены миссия, стратегические цели и задачи ОСПО.
Миссия ОСПО:
Подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и готовых к постоянному профессиональному росту. Обеспечение такого уровня, качества работы ОСПО позволит войти ему в число лучших учебных заведений системы среднего профессионального образования.
Цель: создание и поддержание образовательных условий для получения качественного образования с учетом потребностей рынка труда и удовлетворения потребностей экономики Кыргызской Республики в кадрах высокой квалификации.
Основные задачи:
- Планирование развития ОСПО в современных социально-экономических условиях.
- Совершенствование образовательного процесса.
- Совершенствование воспитательной работы и внеучебной деятельности.
- Развитие кадрового потенциала.
- Укрепление материально-технической базы.
Важнейшие целевые показатели:
- Выполнение набора абитуриентов по заявке работодателей;
- Сохранность контингента студентов;
- Количество преподавателей, имеющих ученое звание;
- Количество преподавателей, имеющих высшую квалификационную категорию;
- Количество кабинетов, аудиторий, оснащенных средствами современных информационно-коммуникативных технологий;
- Количество преподавателей и сотрудников ОСПО, освоивших информационно-коммуникативные технологии;
- Количество занятий с применением электронных средств обучения;
- Количество модернизированного учебно-лабораторного, учебно-производственного и аудиторного оборудования;
- Количество кабинетов, располагающих оборудованным рабочим местом для преподавателей;
- Создание автоматизированной системы контроля образовательного процесса ОСПО;
- Доля привлеченных внебюджетных средств;
- Количество специальностей по программам СПО КР, переподготовки и получения второй профессии;
- Качественная обеспеченность ОСПО рабочими программами учебных дисциплин в соответствии с требованиями ГОС СПО КР;
- Обеспеченность УМК дисциплин;
- Сотрудничество со специализированными кафедрами ТФ;
- Сотрудничество с работодателями;
- Количество выпускников, получивших дипломы с отличием;
- Трудоустройство выпускников;
- Закрепляемость выпускников на предприятиях.
Ожидаемые результаты реализации:
- Увеличение качественного и количественного контингента студентов ОСПО.
- Выпуск конкурентоспособных специалистов, способных к самоутверждению и самореализации в современном обществе.
- Разработка модели управления единой образовательной и воспитательной систем ОСПО, направленных на профессиональное самоопределение студентов.
- Улучшение инфраструктуры ОСПО, рост материально-технической и учебно-методической базы.
- Обеспечение образовательного и воспитательного процесса высококвалифицированными педагогическими кадрами.
- Развитие системы привлечения внебюджетных средств, системы социального взаимодействия по трудоустройству выпускников ОСПО.
Согласно Стратегии развития ОСПО на период до 2020 года разработан.
Стратегический план развития подробно с планом мероприятий. Ниже представлены основные направления работ:
1. Планирование развития ОСПО в современных социально-экономических условиях.
1.1. Формирование и пополнение нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности ОСПО.
1.2. Изучение и внедрение в практику управления ОСПО методов современного менеджмента; развитие механизмов самоуправления ОСПО.
1.3. Обеспечение участия студентов в управлении ОСПО, развитие студенческого самоуправления.
1.4. Внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально — воспитательную работу современных информационных и телекоммуникационных технологий.
1.5. Повышения квалификации по информационно-коммуникационно — технологической компетентности педагогических и административных кадров.
1.6. Создание банка информационных данных, внедрение и совершенствование электронного документооборота.
1.7. Совершенствование материально-технической базы компьютерного оборудования учебных кабинетов, лабораторий, администрации ОСПО.
2. Совершенствование образовательного процесса.
2.1. Формирование основных и дополнительных профессиональных образовательных программ ОСПО, ориентированных на потребности перспективных рынков труда:
2.1.1. Подготовка к внедрению новых ГОC КР, основанных на модульно-компетентностном подходе, обеспечение преемственности уровней образования СПО и ВПО КР: «колледж-вуз».
2.1.2. Освоение и реализация эффективных технологий обучения, создание нового поколения учебно-методического обеспечения ГОС КР.
2.1.3. Информационно-коммуникационное сопровождение учебного процесса.
2.1.4. Заключение с работодателями договоров о социальном партнерстве по организации учебной и производственной практик в рамках модульно-компетентностного подхода; приведение содержания производственной практики в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития социальной сферы и экономики Республики.
2.1.5. Изменение содержания производственной практики и его качественного обновления с учётом перехода обучения современным технологиям и развития личностно-профессиональных компетенций специалистов в соответствии с требованиями работодателей.
2.1.6. Развитие и реализация дополнительных программ профессионального образования, программ переподготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров (служащих) на базе ОСПО; разработка, адаптация и внедрение моделей сокращения сроков подготовки по программам подготовки специалистов среднего звена.
2.1.7. Создание условий для гармонического развития личности и реализации её творческой активности; реализация факультативов «Основы поведения на рынке труда», «Профессиональная адаптация», «Технология поиска работы», «Основы рыночной экономики», «Бизнес — практикум» и «Введение в предпринимательство» и др., программы которых включают упражнения, тесты, беседы, ролевые игры, коммуникативные ситуации.
2.2. Организация деятельности по профессиональной ориентации:
2.2.1. Создание и организация деятельности профориентационного центра ОСПО, в задачу которого входит оказание профориентационных услуг учащимся школ, популяризация ОСПО и его специализаций.
2.2.2. Разработка и внедрение новой модели профориентационной работы, основанной на личностных ориентациях выпускников школ и спроса рынка труда с целью более качественного набора первокурсников.
3.3. Издание печатной и медиапродукции, ориентированной на поддержку профессионального выбора молодежи.
2.2.4. Заключение с школами договоров о социальном партнерстве по организации профориентационной работы и дополнительного тестирования школьников. Проведение дней открытых дверей с целью привлечения выпускников общеобразовательных учреждений для обучения в колледже.
2.2.5. Размещение на официальном сайте филиала и ОСПО информации по программам профессиональной подготовки и дополнительному профессиональному образованию.
2.2.6. Размещение в СМИ сведений о профессиональной деятельности ОСПО и условиях приема абитуриентов, съёмка рекламных роликов о жизни и деятельности ОСПО, изготовление агитационно-наглядных материалов, буклетов, стендов, рекламных щитов, баннеров с символикой ОСПО.
2.3. Внедрение системы оценки качества профессионального образования в колледже:
2.3.1. Развитие открытой системы информирования об образовательных услугах, обеспечивающих своевременное обновление, достоверность информации и доступность.
2.3.2. Проведение внутреннего мониторинга качества обучения по всем дисциплинам общеобразовательного и профессионального блоков; мониторинга трудоустройства выпускников по специальности как показателя качества образовательных услуг; мониторинга удовлетворенности работодателей и населения доступностью и качеством образовательных услуг.
2.3.3. Разработка и реализация системы оценки качества образовательной деятельности педагогического коллектива.
2.3.4. Разработка и совершенствование контрольно-оценочных средств УМК дисциплин, программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с модульно-компетентностным подходом ГОС СПО КР.
2.3.5. Участие работодателей в экспертизе аттестационных материалов, критериев оценки и в процедурах промежуточной и итоговой государственной аттестации выпускников ОСПО.
2.3.6. Создание нового поколения учебно-методических комплексов (УМК) для обеспечения образовательного процесса, отвечающего требованиям стандарта нового поколения.
2.3.7. Привлечение работодателей в качестве преподавателей спецкурсов, что позволило бы усилить адаптационный потенциал выпускников на современном рынке труда и повысить их шансы на эффективное трудоустройство и становление профессиональной карьеры.
2.3.8. Разработка авторских педагогических технологий.
3. Совершенствование воспитательной работы и внеучебной деятельности:
3.1. Поддержка студентов, проживающих в общежитиях университета и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания.
3.2. Организация целенаправленной работы по патриотическому и гражданскому воспитанию как эффективного средства подготовки выпускников к самостоятельной жизни.
3.3. Профилактика асоциального поведения студента ОСПО за счет организации максимальной занятости студента.
3.4. Повышение уровня социальной защищенности студента и работников ОСПО через оказание материальной поддержки в трудных жизненных ситуациях.
3.5. Обеспечение информационными и научно-методическими материалами по организации и проведению воспитательной деятельности.
3.6. Совершенствование и стимулирование работы кураторов студенческих групп, старост, Совета студенческого самоуправления.
3.7. Сохранение и развитие традиций ОСПО через систему внеучебных мероприятий.
3.8. Организация и поддержка участия студентов в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, КВН и др.
4. Развитие кадрового потенциала:
4.1. Разработка системы профессионального отбора преподавателей при приеме на работу и критериев оценки их деятельности.
4.2. Использование разнообразных форм повышения квалификации преподавателей с учетом Стратегии развития ОСПО; стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях по направлениям подготовки; привлечение к преподаванию специалистов с предприятий в рамках социального партнерства.
4.3. Разработка механизма анализа и оценки профессиональной компетенции преподавателей и мастеров производственного обучения.
4.4. Создание экспериментальных групп по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.
4.5. Совершенствование механизмов мотивации и стимулирования педагогической деятельности сотрудников ОСПО; формирование эффективной кадровой политики, направленной на привлечение и закрепление молодежи.
4.6. Разработка и внедрение системы по стимулированию на конкурсной основе преподавателей, занятых внедрением в учебный процесс инновационных образовательных технологий и методов обучения, рекомендованных ГОС СПО КР.
5. Укрепление материально- технической базы:
5.1. Развитие материально-технической базы до уровня требований ГОС СПО КР, в том числе открытие новых лабораторий и оснащение их современным учебно-лабораторным оборудованием.
5.2. Развитие учебно-методической базы ОСПО до уровня требований ГОС СПО КР, в том числе приобретение учебной, учебно-методической, научно-методической и художественной литературы для обновления фондов библиотеки филиала и ОСПО, создание учебно-методической базы для освоения педагогами современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
5.3. Создание материально-технических условий для эффективного использования инновационных технологий в учебном процессе.
5.4. Поддержание общественного порядка на территории ОСПО; обеспечение безопасности труда и обучения.
Разработан детальный план мероприятий по реализации данной Стратегии развития ОСПО, согласно которого составляется годовой план по направлениям деятельности ОСПО.